Как создаются популярные компьютерные авиасимуляторы

Авиасимуляторы — не самые популярные компьютерные игры. Сложность управления часто пугает даже профессиональных «геймеров». Тем не менее, возможность совместных онлайн-полётов и боёв с любителями из разных уголков мира, крупные турниры и доступность симуляторов по сравнению с полётом на реальных боевых машинах делают свое дело. Виртуальный штурвал «берут в руки» всё больше и больше людей.

К увлечению сына компьютерными играми сотрудник ОКБ Сухого Александр Корнев относится с осторожностью — как у многих подростков, это хобби у Кирилла зачастую отнимает слишком много времени. Но к игре «Ил-2. Штурмовик» — одному из самых первых и популярных отечественных авиасимуляторов — был благосклонен, всё-таки этот виртуальный мир имеет непосредственное отношение к его работе, да и другие плюсы налицо.

«Тут не только игровой момент, но и обучение. Благодаря этой игре Кирилл узнал факты из географии и истории, в особенностях самолёта разобрался. Да, и патриотический воспитательный момент присутствует, — вспоминает Александр. — Тут я не противился и даже жену попросил не ограничивать сына».

«Ил-2. Штурмовик», первая версия которой вышла ещё 14 лет назад, — лишь одна из игр, дающих возможность управлять боевыми самолётами. Авиасимуляторов в мире выпущен уже не один десяток. Некоторые дают возможность полетать на самолётах, ещё даже не пошедших в серию. Так, например, ПАК ФА Т-50 уже представлен в виртуальном мире «Second life» и в аркадном симуляторе «Ace Combat: Assault Horizon». Впрочем, достоверность в передаче всех лётно-технических характеристик возможна, только если речь идёт об уже не секретных машинах.

Например, времён Второй мировой войны. Именно этому периоду посвящена одна из самых популярных среди геймеров игр — World of Warplanes.


World of Warplanes

«Нас привлёк именно этот период 30–50 годов, потому что, на наш взгляд, авиационная мысль в это время сделала скачок в своём развитии. И те подходы и принципы, которые использовались при создании авиационной техники, положили начало современной авиации», — рассказывает один из создателей игры, руководитель отдела оперирования Андрей Яранцев.

Читайте также  Аэропорту Симферополь исполнилось 83 года

Самолёты для компьютерных игр делают не так, как настоящие. Например, внутренности рисуют чуть ли не в последнюю очередь. И то только если предполагается, что во время воздушных боев в пробоинах будет виден каркас. Первый же этап в такой работе — сбор информации.

«Наши специалисты по истории предоставляют нам данные лётных испытаний, данные о боевом применении того или иного самолёта, чертежи различные, воспоминания ветеранов, то есть всю информацию, которая может нам помочь воспроизвести поведение и применение боевого самолёта в реальных условиях», — делится секретами гейм-дизайнер Антон Мускеев.

Полученные от историков схемы переводятся в пакет трёхмерной графики — сначала проекции «сбоку», «сверху» и «спереди» оцифровывают, а затем по ним уже рисуют 3D-модель боевого самолёта и готовят к текстурированию.

«В процессе текстурирования наибольшее внимание уделяется мелким деталям: заклёпки, швы, технологические лючки и так далее, — рассказывает арт-директор проекта Артем Швецов. — После завершения этого этапа всё снова проверяют историки вплоть до количества заклёпок, их размеров. А уже потом самолёт начинает пачкаться — на него наносятся царапины и прочие следы старения самолёта».

Впрочем, возможность проявить фантазию предоставлена и игрокам. Кроме опции по прокачке машины — установке более мощных двигателей или более серьезного вооружения — каждый может кастомизировать самолёт под себя. Изменить камуфляж или нарисовать на фюзеляже эмблему, которая позволит легко отличить вас в бою.

Кроме готовых к бою машин, дизайнеры рисуют и разбитые самолёты — с пробоинами от выстрелов и даже с потерянными крыльями или хвостовым оперением.

Важно для создателей передать и особенности пилотирования и боевого применения того или иного самолёта. Например, подсказки для начинающих настоятельно рекомендуют не атаковать наземные цели на лёгких истребителях и не выходить на лобовую атаку.

Читайте также  Юрий Слюсарь: нам необходимо обеспечить конкурентоспособность CR929

«Мы учитывали все возможные параметры полёта, даже такие незначительные, как вес и сопротивление бомб и навесного вооружения», — вспоминает продюсер проекта Сергей Ильюшин, впрочем, тут же оговаривается, что некоторая условность в игре все-таки присутствует. Может быть, поэтому даже титулованные профессионалы пилотажа далеко не всегда добиваются успеха в виртуальных боях.


Ил-2 Штурмовик

Юргис Кайрис, многократный чемпион СССР, Литвы, Европы и мира по высшему пилотажу, оказавшись не в кабине привычного самолёта, а на виртуальном поле боя, признался, что чувствует себя здесь «новичком»: «Нужно совершенствовать навыки, набирая всё новую ступень совершенства. В реальном самолёте ты чувствуешь скорость, перегрузки, напряжение полёта. И это, конечно, немножко другое, чем ты сидишь где-то перед компьютером и никуда не двигаешься».

Дело, по словам разработчиков, не только в перегрузках. Зачастую в игре что-то намеренно упрощается, ведь если один из самолётов будет иметь явные преимущества, соревновательный момент исчезнет.

«Например, как в случае с реактивными самолётами. Они были в то время крайне нединамичные, плохо выполняли вираж, плохо разгонялись и практически во всём уступали поршневым самолётам. Но в нашем случае они должны быть конкурентоспособными и интересными, — рассказывает гейм-дизайнер Антон Мускеев. — Потому что это — игра, и каждый должен иметь шанс на победу».

Отдельной сложностью при создании игры стали самолёты, в реальности никогда не существовавшие, но от того еще более привлекательные для виртуальных пилотов. К таким относятся, например, созданный в единственном экземпляре бронированный бомбардировщик Ил-20 с поршневым двигателем, первый советский самолёт, преодолевший тысячекилометровый рубеж скорости, Ла-160 или штурмовик Ил-40. Среди иностранных прототипов есть так ни разу и не взлетевший немецкий Фокке-Вульф Та183 или японский Кюсю J7W Синдэн с шестилопастным толкающим винтом в задней части фюзеляжа странной формы.

Читайте также  Памятник-самолёт Як-1 в честь Алексея Маресьева откроют 22 июня в Камышине

«Сбор информации — довольно-таки сложный процесс, потому что большое количество самолётов, которые мы производим, вообще никогда не летали, существовали только на бумаге, — рассказывает один из разработчиков Мирослав Бараненко. — Естественно, если самолёт хорошо представлен в чертежах, фотографиях или есть реально существующий летающий самолёт в музеях, то этот самолёт создать достаточно просто. Потому что много материалов. Гораздо сложнее создать самолёт, который не летал, существовал только в виде эскизов или простых чертежей».

Есть и другие особенности. В виртуальном бою могут оказаться машины, воевавшие на разных театрах боевых действий и потому в воздухе не встречавшиеся, также сложно представить себе в реальности сражение между двумя советскими истребителями.

Впрочем, даже опытные игроки признаются, что игра не передает всех ощущений, ведь в некоторых симуляторах не представлен даже режим «взлёт-посадка». А потому многие не прочь попробовать сменить компьютер на реальный самолёт или хотя бы на настоящий тренажер для военных лётчиков.

Источник: журнал ОАК «Горизонты» №2 2015 г.


  • 01.05.2019 Переобучение пилотов B737 MAX займёт не более 15 минут

  • 30.03.2016 25 самых выдающихся самолётов в истории отечественной авиации

  • 07.03.2016 Интервью с Заслуженным летчиком-испытателем Виктором Пугачевым

  • 26.04.2016 «Грач» против «Бородавочника» — в чём разница?