Голливудская фантастика 80-х была реальностью на истребителях Су и МиГ

В начале 1980-х годов западные военные эксперты к своему великому изумлению обнаружили на первых фотографиях совершенно секретных советских истребителях МиГ-29 и Су-27 нечто, напоминающее «голову» астромеханического дроида R2-D2 из кинофильма «Звёздные войны». То, что в Голливуде считали фантастикой, в Советском Союзе было свершившимся фактом — советские истребители были оснащены оптико-локационной станцией (ОЛС), введённой в основной контур управления вооружением.

Сегодня без этого устройства не обходится ни один современный истребитель, вертолёт, танк или корабль — главное оружие в современной войне — это информация, противостояние войск идёт не только непосредственно на поле боя, но и в информационном пространстве. Правильный манёвр, более раннее обнаружение цели и наведение на неё вооружения дают преимущество перед противником, но для этого нужно точно знать, где он находится. Во второй половине ХХ века основным средством обнаружения и целеуказания стали радары.

Но радиолокация — далеко не единственный способ обнаружения целей. Началось всё с двух совершенно различных приборов: тепловизоров и лазерных дальномеров.

Первоначально эти устройства работали независимо друг от друга. Тепловизоры использовались в головках наведения ракет «воздух — воздух», а лазерные дальномеры в основном помогали более точному применению оружия по наземным целям, прежде всего бомбометанию и огню из авиационных пушек, так как позволяли определять дистанцию с точностью до сантиметров, на что обычные радары не способны. При этом на Западе подобные «уточняющие» устройства изготавливались, как правило, в виде подвесных контейнеров. А вот в СССР сразу старались интегрировать эти системы в планер самолёта.


МиГ-27 ВВС Индии

Примером может послужить созданный в начале 1970-х годов штурмовик МиГ-27, в котором вообще не было радара, а в узком, как клюв аиста, носовом обтекателе помещался только лазерный дальномер «Фон». А на перехватчике МиГ-31 впервые дальномер и тепловизор объединились в единую систему: тепловизор определял общее направление на цель, а далее к измерениям приступал лазерный дальномер.

Читайте также  Ту-16 — первенец отечественного тяжёлого реактивного самолётостроения

Стремительное совершенствование электронных фоточувствительных матриц привело к возможности создания ещё одного канала поступления информации — телевизионного, а бортовые ЭВМ достигли достаточной мощности, чтобы микшировать информацию от разных каналов и формировать для лётчика объединённую картину окружающей обстановки. При этом информация выводилась в удобном для оценки виде — на прозрачном дисплее, отображавшем положение целей на фоне лобового стекла. А наведение оружия осуществлялось с помощью системы нашлемного целеуказания, связанной непосредственно с головками самонаведения ракет: поворот головы лётчика сопровождался соответствующим поворотом тепловизора головки самонаведения ракеты. Таким образом, для прицеливания не надо было разворачивать весь самолёт перед пуском, достаточно было поворота головы.


Система нашлемного целеуказания «Щель»

Разработчики основных американских истребителей F-15 и F-16 делали ставку на поражение противника со средних и дальних дистанций. В столкновениях со слабым противником такой подход вполне себя оправдывал. Однако моделирование воздушных боёв с равными по возможностям истребителями показало, что схватка с большой вероятностью заканчивается ближним боем, пресловутой «собачей схваткой». И здесь наличие «третьего глаза» ОЛС, установленной рядом с фонарем кабины лётчика, давало нашим самолётам явное превосходство. Кстати, рядом с фонарем кабины ОЛС размещают именно для удобства применения в ближнем манёвренном бою. В условиях, когда самолёты активно перемещаются друг относительно друга, очень важно максимально сблизить точку зрения ОЛС и лётчика.

Опасения экспертов окончательно подтвердились в середине 1990-х после серии учебных боёв между американскими истребителями F-16 новейшей модификации с не самыми свежими Миг-29А, доставшимися ВВС Германии в наследство от ГДР. Эксперты заговорили о том, что Запад отстал от России в этой области на 20 лет. В совместных учениях в 2005–2006 годах индийские Су-30МКИ, оснащенные ОЛС, сбивали и F-15, и французские «Миражи-2000», а схватку с сингапурскими F-16С выиграли со счётом 10:0.

Читайте также  Су-17 — первый отечественный самолёт с изменяемой геометрией крыла

Аналога этой системы до сих пор нет даже на американском истребителе пятого поколения F-22. Лишь на самых современных западных образцах вроде F-35 появились интегрированные в планер ОЛС. Между тем наши специалисты прошедшие 20 лет тоже не сидели сложа руки, и не далее как в 2015 году появилось новое поколение ОЛС для модифицированных МиГ-29 и Су-27. Это всевидящее око позволит нашим воздушным бойцам на равных бороться даже с американскими «невидимками» F-22 и F-35.

На экранах радаров истребители пятого поколения и в самом деле кажутся объектами размером с футбольный мяч, но в оптическом диапазоне их габариты остаются прежними. Современные отечественные ОЛС способны зафиксировать «невидимку» на расстоянии до 90 км в задней и до 30–40 км в передней полусфере. Лазерный дальномер измеряет расстояние до воздушной цели в диапазоне до 20 км, а до наземной — до 30 км с точностью до 5 м. Однако атакующий самолёт может не излучать вовсе никакого сигнала, по которому его можно обнаружить. Именно оптико-локационные станции, скорее всего, станут средством первого контакта с самолётами противника, изготовленными по технологии «стелс». И это как раз та область, в которой отечественная промышленность имеет определенное превосходство.

Основным производителем подобных устройств в России является холдинг «Швабе», объединивший оптическую промышленность страны и названный в честь купца Фёдора Швабе, основателя отечественного оптического производства. Футуристическую продукцию предприятий, входящих в холдинг, в изобилии можно увидеть на авиасалонах МАКС. Разрабатывает холдинг «зрение» и для российского истребителя пятого поколения Т-50. О его «остроте» пока можно только догадываться.


  • 30.03.2016 25 самых выдающихся самолётов в истории отечественной авиации

  • 20.12.2015 Сергей Богдан: свой пилотаж я оцениваю весьма сдержанно

  • 17.09.2017 Истребитель пятого поколения — от ПАК ФА до Су-57

  • 14.03.2019 В ЦАГИ были исследованы 28 различных моделей ПАК ФА